Поиск 
История Книга «Белинского, 9а» Зал славы Летопись Контакты
О музее
История
Книга «Белинского, 9а»
Зал славы
Летопись
Новости
Обратная связь
Контакты
Навигация

 

Касьянов Александр Александрович

 

Заслуженный деятель искусств РСФСР

Народный артист РСФСР

Народный артист СССР

Почетный гражданин города Горький

Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки

 

 

В штате нижегородского радио в 1920-х – 1930-х годах   работал выдающийся композитор, музыкант, организатор музыкальных программ А.А. Касьянов. Это было в начале его творческого пути, которое предрекало ему выдающееся будущее.

И эти надежды были замечательно осуществлены.

Александр Александрович Касьянов –  народный артист СССР -  дожил до девяноста лет и соединил музыкальную культуру Нижнего Новгорода советского времени с музыкальной культурой XIX века. Он знавал Балакирева, Глазунова, Лядова, был их учеником. У себя дома он показывал мне разложенные на крышке чёрного рояля нотные издания их произведений с дарственными надписями от них юному музыканту.

Наше знакомство  с Александром Александровичем состоялось,  когда ему было уже за семьдесят -  я  тогда готовил телепередачу о первом в СССР радиоконцерте, который транслировался из Нижегородской радиолаборатории в мае 1922 года. В то время в Москве еще не было вещающего на всю страну радиоцентра. Касьянов был тогда директором нижегородского музыкального техникума, и ему было поручено сформировать программу  концерта, который должен был впервые в истории отечественного радио прозвучать для всех, кто имел детекторные приёмники. Александр Александрович показал мне и режиссёру Олегу Бобину сохранившийся у него листок, где была записана вся череда номеров и имена исполнителей. И мы решили к сорокапятилетию Нижегородской радиолаборатории (оно отмечалось осенью 1963 года)  организовать на Горьковском телевидении  концерт, который бы в какой-то мере повторял тот - самый первый. С помощью Касьянова удалось разыскать бывшего солиста Горьковского оперного театра Кочетова, который жил в старом одноэтажном деревянном домике на Краснофлотской улице недалеко от пересечения её с Красносельской. По сути дела,  он был первым актером в нашей стране, который пел на радио, как теперь говорят в «прямом эфире». Касьянов  аккомпанировал ему на рояле. Участники того - самого первого радиоконцерта, как вспоминал Александр Александрович, вовсе не были уверены,   что их кто-то где-то слушает. И были удивлены, когда через два дня руководитель радиолаборатории и инициатор этого концерта Михаил Александрович Бонч-Бруевич показал им сотни телеграмм от радиослушателей из разных городов страны с благодарностью за музыку в эфире. И  вот через 45 лет мы,  уже в условиях телестудийного павильона,   воспроизвели этот радиоконцерт. Как и тогда, в нем участвовали юные скрипачи из Горьковского музыкального училища. Они исполняли те же произведения, что и их предшественники. Только ничего удивительного не ощущали, потому что с первых шагов своей жизни  привыкли к тому,  что в доме говорит, играет и поёт радио…

Касьянов был высок ростом, несмотря на внушительный возраст,  ходил быстро и размашисто, несколько запрокинув назад голову – бородой вперед, носил кремовую матерчатую фуражку, белый полотняный пиджак и держал под мышкой сложенный вдвое старый парусиновый портфель. После перенесенного уже в зрелом возрасте простудного заболевания он потерял слух. Но не музыкальный, а  самый обычный. Музыкальный продолжал жить в нём и наполнял всё его существование, даже когда он просто шёл по улице и, казалось, ни на что не обращал внимание. Иногда он, словно белый лайнер, пролетал мимо – весь в себе. Но чаще неожиданно тормозил рядом и громко на всю улицу здоровался. И так же громко, как все слабослышащие или глухие люди, продолжал разговор, подключая себя к слуховому аппарату, который доставал из бокового кармана пиджака. У него этих аппаратов было, наверное, с десяток, если не больше, потому что каждый из выдающихся музыкантов, приезжавших на гастроли в Горький,  привозил ему в подарок купленный за границей слуховой аппарат новейшей модели. Касьянов жаловался, что они перегружают шумом его голову, потому что не обладают избирательностью, и говорил, что тишина для него более привычна и приемлема. И пользовался этими приспособлениями, только когда было необходимо.

Касьянов написал оперы «Степан Разин», «Ермак», «Фома Гордеев» на либретто горьковского  писателя и поэта Нила Бирюкова. После премьеры в нашем оперном театре третьей редакции «Степана Разина» в ноябре 1977 года я подготовил репортаж о спектакле для программы «Время». Его несколько дней не показывали, я стал названивать, спрашивать — почему. А мне выговорили: «Ты что, сам не понимаешь -  проходит сессия Верховного Совета СССР. Законной власти! А Степан Разин против кого бунтовал? Против законной власти — хоть и царской. Вот закончится сессия — дадим!».  И действительно,  дали в эфир через два дня после заседания Верховного Совета. Дали бы раньше, но боялись, что наверху могут это понять, как намёк  в программе «Время» на приобретавшие тогда активность диссидентские выступления.

Когда Касьянов был избран делегатом на съезд композиторов РСФСР, с ним в Москву поехала наша съёмочная группа, которая работала над телефильмом об Александре Александровиче «Жизнь моя – музыка».

Касьянова, который в ту пору был, пожалуй, старейшим композитором в СССР, в Колонном зале Дома Союзов, где заседал съезд, принимали очень тепло. К нему подходили люди,  коллеги по музыкальному цеху, и говорили, как они рады его видеть. Он кивал, а после с трудом вспоминал, кто это такие. В один из перерывов к нему легко подлетел высокий статный красавец с серебряным венцом седины и, взяв его за обе руки своими теплыми мягкими руками, стал говорить, как давно они не виделись и как он рад, что Александр Александрович нашел в себе силы приехать на съезд. Он обнимал и целовал Касьянова как старого друга и при этом пожелал себе, чтобы через десять лет – на столько пожилой композитор был  старше его – он тоже мог участвовать в работе съезда или петь в опере.  Прозвенел звонок на заседание, и довольные друг другом собеседники попрощались до следующего перерыва. Когда москвич  скрылся в дверях зала, наш земляк недоумённо спросил у оператора, снимавшего  эту,  не предусмотренную сценарием сцену, не знает ли тот, кто  это был и почему  ему, Касьянову, обрадовался, как  давнему  другу.

Тут пришла очередь удивляться оператору Юрию Печинкину:

- Александр Александрович, господь с вами, это же был  Иван Семёнович Козловский!

- Конечно! – спохватился Касьянов. – Я же его давно знаю!

 

Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР  имени М.И.Глинки за оперы «Степан Разин» и «Фома Гордеев», Почетный гражданин г. Горького. Награжден  орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне.


Биографическая справка:

Родился 29 августа 1891 года в родовом поместье - селе Болобоново, (ныне — Пильнинский район Нижегородской области) в семье потомственного дворянина. Окончил в Н.Новгороде  гимназию и музыкальную школу, затем Петроградскую консерваторию. После возвращения  служил дирижером симфонического оркестра, руководил музыкальной самодеятельностью, принимал активное участие  в организации Народной консерватории. Работал директором и преподавателем  музыкального техникума,  заведовал музыкальной частью Горьковского академического театра драмы,  был педагогом Горьковской консерватории (с 1957 года — профессор).  В 1922 году составлял программы музыкальных передач и выступал в качестве пианиста в концертах, организованных радиолабораторией, основанной М. А. Бонч-Бруевичем, руководил первым в России радиоконцертом из Нижнего Новгорода.  Автор музыки опер «Фома Гордеев» и «Степан Разин» и многих других известных произведений разных музыкальных жанров.

Захоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода

 

 

 

 

 

 

 


Автор биографии А.Цирульников

Сюжет "Жизнь и призвание Александра Касьянова"

НА ГЛАВНУЮ

© 2012 Филиал ВГТРК ГТРК «Нижний Новгород».
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным
законодательством об интеллектуальной собственности. При любом использовании текстовых, фото,
аудио и видеоматериалов ссылка на ГТРК «Нижний Новгород» обязательна. При полной или частичной
перепечатке текстовых материалов в сети Интернете гиперссылка на «museumnn.ru» обязательна. Для детей старше 16 лет.
Адрес электронной почты: tvradionn@yandex.ru.


Разработка сайта - ГТРК «Нижний Новгород».

 


Новости О музее Календарь
На главную      Наверх