Поиск 
История Книга «Белинского, 9а» Зал славы Летопись Контакты
О музее
История
Книга «Белинского, 9а»
Зал славы
Летопись
Новости
Обратная связь
Контакты
Навигация

Золотые годы Горьковского радио

 

Воспоминания Анатолия Сергеевича Бурдова

Давно это было. 1957 год. Конец сентября. Мой знакомый, сотрудничавший с областным радио, неожиданно сообщил мне, что со  мной хотел бы познакомиться председатель Горьковского комитета по радиовещанию и телевидению. Я был очень удивлен, но узнать о причине предстоящего знакомства  не смог. «Пойдем и все узнаешь». И мы пошли. Нас встретил мужчина лет пятидесяти пяти, очень доброжелательно принял нас и предложил  работу в редакции художественного вещания, в качестве редактора. Меня пригласили на работу с испытательным месячным сроком. Я в то время работал в средней школе, вел уроки русского языка и литературы. «С работы ты не уходи, мало ли что может быть» - говорил председатель. А тем председателем был Михаил Александрович Чернышов, человек спокойный и доброжелательный. Через месяц я встретился с ним и сообщил, что работать на радио не буду. «Ты очень плохо подумал — сказал Михаил Александрович — Иди и подумай еще. Встретимся через месяц». Через месяц я вновь отказался от работы на радио, и вновь Михаил Александрович меня отправил на месячные раздумья. А уже когда я отказался в третий раз, то мы расстались. Я задавал себе потом вопрос – почему М.А.Чернышову так хотелось, чтобы я работал на радио. Ничем особенным за истекшие три месяца я себя вроде бы не проявил. Видимо главным аргументом в мою пользу была моя молодость. Мне было 30 лет, и впереди была целая жизнь…

Михаил Александрович был очень уважаемым всеми сотрудниками человеком:  справедливым, внимательным и доброжелательным. Мне общение с ним доставляло большое удовольствие, а общались мы часто. Он неоднократно приглашал  в свой кабинет и расспрашивал о том, как мне работается, что  не нравится в  работе. И  был готов везде и во всем помочь. К сожалению работать с ним пришлось недолго, т.к. его вскоре отправили на пенсию. Но я  успел при нем вернуться на радио. Случилось это в мае 1960 года. Михаил Александрович меня охотно принял на работу, в качестве редактора программ УКВ-вещания. Но в этом качестве я проработал недолго и был переведен на основную программу художественного вещания, вторым редактором. Надо сказать, что в те годы художественное вещание занимало до 40 процентов всего  объема вещания. Это было очень много, а потому второй редактор был необходим. Что запомнилось с того времени. Была тесная связь с нашими слушателями. Приходило огромное число писем. Мы не успевали их обрабатывать, использовать в своих передачах. Чаще всего это были просьбы на исполнение полюбившихся музыкальных произведений. Но не только это. Нам задавали различные вопросы, рассказывали о своей жизни. Это было замечательно, это придавало нам работникам редакции дополнительные силы, желание трудиться для наших слушателей. Потом постепенно все это стало снижаться. А уже в конце 90-х годов прошлого века письма стали редкостью. В чем дело? Сильно изменилась, видимо, жизнь. Стала более сложной и прагматичной. Стала уходить из жизни ее духовная составляющая…

Редакция наша в те годы состояла из четырех человек: старшего редактора, второго редактора, редактора УКВ программ и фонотекаря (фонотека тогда была придана редакции художественного вещания). Старшим редактором был Вениамин Григорьевич Менхен, отдавший работе на радио пятьдесят лет жизни. Был он исключительно трудолюбивым человеком. Особенно ему удавалась работа с театральными драматическими коллективами, он не пропускал ни одной театральной премьеры, приглашал коллективы театров в студию. Главным достижением Менхена было создание фильмотеки на радио. Там хранились записи спектаклей наших театров, голоса выдающихся нижегородцев. К этой сокровищнице магнитофонных записей многократно обращались все редакции областного радио, а потом и телевидения. Был такой случай. Отмечалась юбилейная дата народной артистки СССР А. Н. Самариной. Телевидение не могло пройти мимо этого события. Но оказалось, что у них нет ни записей сцен из спектаклей, ни даже записи голоса актрисы. И вот пришли они к нам, радистам, чтобы мы помогли им. Мы помогли: достали записи передачи А. Н. Самариной, записи некоторых театральных сцен. На этот материал были наложены различные фотографии, и так вышли из положения…..

Но фильмотека, как и всякое другое живое дело, требует к себе внимания. Известно, что магнитофонная пленка может сохраняться лишь в течение 20 лет, а потом она деформируется, теряет свои качества. Одно время, где-то в 70-е – 80-е годы мы активно переписывали хранившиеся материалы. Но дело это хлопотливое, дорогостоящее, а потому постепенно наш пыл стал пропадать. А в последние 15 лет, по-моему, в этом направлении совершенно ничего не делается. Наша замечательная фонотека умирает. Уходят от нас голоса замечательных нижегородцев, уходят от нас их мысли. А ведь это наша история, наше прошлое….

Не могу не вспомнить Валентину Николаевну Латухину, редактора УКВ-вещания. Меня неизменно потрясали в ней два драгоценных качества: ее бескрайнее трудолюбие и ее доброта. Она могла сидеть за прослушиванием и отбором музыки многие часы после окончания рабочего дня. Однажды утром я пришел на работу, а в комнате прослушивает музыку Валентина Николаевна. «А я всю ночь так просидела, слушая музыку» - сказала она – так интересно». К ней многократно обращались наши слушатели с просьбой выслать им текст полюбившейся песни, звучавшей на радио. И она неизменно выполняла эти просьбы: прослушивала песню, записывала слова и высылала слушателю. В этом отношении была она совершенно безотказной. Потом  переехала в другой город, а когда снова вернулась в Горький, то свободного места на радио не оказалось. Она не теряла связи с нами, иногда звонила, иногда приходила, чтобы повидаться, поговорить. Но это были лишь какие-то мгновения….

Я считаю, что исключительно «на своем месте» была в нашей редакции Людмила Александровна Прилуцкая, готовившая литературные передачи. Она любила литературу, знала ее, а потому ее прикосновение к какому-то автору не было случайным, а было продуманным, осмысленным. Она неоднократно обращалась к творчеству Юрия Адрианова, делая различные акценты на его лирических размышлениях. Поэту это импонировало, и не случайно мы встречаем в его сборниках стихи с посвящениями Л. Прилуцкой…

Много и плодотворно трудилась Галина Геннадьевна Тараканова, занимавшаяся подготовкой концертов по заявкам. Но особенно интересной была ее встреча с любителем музыки Игорем Михайловичем Пузыревым. Как-то он заглянул в нашу редакцию и поведал, что у него много записей русских певцов-эмигрантов. Многие из них вообще не были известны широкому кругу слушателей. Так возник цикл передач, где прозвучали многие неведомые нам голоса…

В течение многих лет мы по субботам выпускали передачи «У нас в гостях».

В 60-80 годы в наш город приезжало большое число исполнителей самого высокого уровня: пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, Я. Глиер, скрипачи Л. Коган, М. Вайман, Б. Гутников, виолончелисты М. Ростропович, Н. Гутман, замечательные певцы и композиторы – Шостакович, Хренников, Щедрин, Эшпай…

Многие из них были нашими гостями, рассказывали о своем жизненном и творческом пути. Это было очень интересно… Незабываемыми были те дни, когда проходили смотры художественной самодеятельности. Раньше, в 60-е – 80-е годы, это происходило довольно часто, примерно раз в три года. В эти дни вся наша область превращалась в огромную концертную площадку. Смотры начинались показом концертных программ во всех районах области, потом проходили зональные смотры, где были представлены 5-8 районов, а затем несколько областных заключительных концертов в областном центре. Непременно везде было приподнятое, праздничное настроение и обилие желающих участвовать в концертах. Время  трудное, недавно окончилась война, люди были весьма скромно одеты, но все равно шли на смотры, пели, танцевали, читали стихи. Было всякое, но были и очень яркие выступления. Так, запомнилась павловчанка певица Валя Анохина, которая в свои 17 лет оказалась в числе лауреатов областного смотра и была участницей концертов в Москве, где тоже была отмечена званием лауреата Российского конкурса. И такие примеры не были большой редкостью. В те годы у людей была огромная тяга к прекрасному, а потому областные смотры были большими, красочными праздниками. С той поры многое переменилось и, к сожалению, не в лучшую сторону. Все теперешние музыкальные группы ни в какое сравнение не идут с теми коллективами. Особенно запомнился Первый Всесоюзный смотр 1965 года. Поражало и общее число участников, и обширные концертные программы, а участники выступлений были одеты в новые концертные костюмы, и музыкальные инструменты зачастую тоже были новыми, приобретенными к предстоящему смотру. Незабываемый праздник Земли Российской. И мы, работники радио, считали своим первейшим долгом рассказать об этом нашим слушателям. У нас тоже был необыкновенный подъем. Все это было, было давно, но было…

Наша работа была бы невозможна без помощи наших верных друзей — работников технической группы — техников звукозаписи. Было их немного — всего 3-4 человека, но влюбленные в свое дело люди, и казалось, что не было ничего такого, что бы они не могли сделать. Это и Боря Цыганов, и Володя Песков, и Юра Ефремов, и Саша Чуверин. Мне особенно много пришлось работать с Сашей Чувериным. Он был бесконечно влюблен в свою работу, в процесс звукозаписи. С огромным удовольствием он принимал участие в поездках по районам области, где мы вели запись коллективов художественной самодеятельности. И его уже знали во многих районах. Влюблен он был в нашу звукозаписывающую машину. Следил за ней, а его супруга Валя сделала занавески и постоянно убиралась в машине. Для Саши машина была как какое-то живое существо. Руки у него были золотыми, и он мог бы найти более высокооплачиваемую работу, но он этого не делал, потому что другой такой интересной для него работы не было.

Что помнится еще. Конечно, незабываема наша дружба с народным артистами В.Я. Самойловым и В.Я. Дворжецким. Однажды В.Я. Самойлов предложил создать радиокомозицию, посвященную В.И. Ленину, в связи с Ленинской юбилейной датой. Стали работать. В. Я. Самойлов был автором композиции и исполнителем главной роли. Как нам показалось, композиция получилась удачной. Она прозвучала по Горьковскому радио. А потом мы решили ее показать Всесоюзному радио. Там ее одобрили и в очередной Ленинский день рождения включили в программу Всесоюзного радио. Каждый год в этот день шла какая-то большая передача, посвященная Ленину, обычно готовилась она в Москве. Но в тот год московской передачи не было — ее заменила наша, горьковская. А через некоторое время В.Я. Самойлов был приглашен участвовать в какой-то композиции, готовившейся в Москве. А вскоре он стал актером Московского театра. Но начинался этот победный путь на Горьковском радио.

Много передач помогал нам озвучивать В.Я. Дворжецкий, причем делал это он всегда с желанием. Но при этом просил, чтобы текст ему давали заранее. А потом, через много лет на Горьковском радио состоялась первая публикация его автобиографической повести. Думается, что пошел на это В.Я. Дворжецкий не случайно....

Многолетними друзьями редакции были горьковские писатели — Н. И. Кочин, А. И. Патреев, М. В. Шестериков, Н. Г. Бирюков, Б. Е. Пильник, А. И. Елисеев. Они неизменно приносили нам свои творения, были участниками наших передач....

Хорошо знали дорогу к нам и наши композиторы — А. А. Касьянов, А. А. Нестеров, Б. Б. Благовидов, Г. Н. Комраков и другие. Их музыка неизменно звучала по нашему радио...

Активными участниками наших передач были ведущие музыковеды нашего города — И. В. Елисеев, В. Г. Блинова, Н. М. Благовидова. И. В. Елисеев дважды провел циклы передач, посвященных творчеству народного артиста СССР композитора Касьянова. А В. Г. Блинова на протяжении нескольких лет вела циклы передач «Музыкальное путешествие от А до Я». Эти передачи имели большой успех, мы получали много писем от ребят — наших слушателей. Несколько раз мы выезжали за пределы нашего города, чтобы встретиться с нашими слушателями. Эта наша работа была замечена — газета «Советская культура» дважды публиковала материалы, посвященные этому циклу передач...

Мне довелось работать под руководством четырех председателей комитета. Одного из них — М. А. Чернышова — я уже вспоминал. Хотелось бы вспомнить еще двух наших председателей, сыгравших большую роль в развитии Горьковского радио.

Николай Иванович Морозов пришел к нам после работы в обкоме партии, где  был секретарем по идеологии. Был  человеком строгим, но справедливым. Он очень серьезно относился к исполнению своих служебных обязанностей. Непременно слушал в эфире все наши передачи, а некоторые просил дать ему послушать до эфира. Тогда проходили ежедневные летучки, где обсуждались прошедшие передачи, и Николай Иванович принимал в этих обсуждениях самое живейшее участие. Наши летучки были продолжительными, и председатель любил предаваться воспоминаниям о давней жизни, о своей молодости. Мы ему прощали эти отклонения, а он, ценя это, иногда говорил: вот ведь я стараюсь делать хорошие дела ради вас. И действительно он делал добрые дела: мы каждый год получали новую квартиру для кого-либо из наших сотрудников. Квартирный вопрос в 60-е годы был тяжелейшим, в жилье нуждалось огромное число людей. Но ему как-то удавалось доставать для своих сотрудников по квартире в год, и так это продолжалось в течение многих лет. Приходил он на работу рано — за час до ее начала, а уходил часа на два позднее. Приходил, открывал окно и курил. Курил он папиросы «Казбек», курил очень много, так что дышать в его кабинете было тяжело. Но общаться с ним было очень интересно...

Его сменил на посту председателя комитета Николай Михайлович Громов. Был он человеком исключительно доброжелательным и добрым. Его интересовала наша работа, и он иногда позволял себе выезжать с редактором или корреспондентом в районы области, на место события. Он тоже слушал многие наши передачи и иногда давал советы. Все мы относились к Николаю Михайловичу с большим и искренним уважением. Да иначе и не могло быть: ведь он уважал всех нас...

Интересным человеком был и Вячеслав Александрович Ухин, заместитель председателя комитета по радио. Это был человек разнообразных интересов и много знавший. Для нашей редакции он готовил передачи исторического характера, были они интересны и своеобразны.

Хочется вспомнить добрым словом и мало заметного человека — Ольгу Федоровну Виноградову, работавшую в отделе кадров. Она любила во всем порядок. Любую справку по работе она могла дать в течение нескольких минут, все у нее было разложено по полочкам. Была он человеком исключительной порядочности и честности...

Мне неоднократно предлагали перейти на телевидение (особенно старался в этом деле Н. М. Громов, работавший одно время заместителем председателя комитета по телевидению), но я каждый раз отказывался. Я люблю свою работу, мне нравились люди, с которыми я работал.

Не могу не вспомнить Валентину Васильевну Янкавцеву и Людмилу Николаевну Ненашеву. Обе они были талантливыми журналистами и замечательными людьми. Валентина Васильевна работала в промышленной редакции. Она стремилась находить интересных людей, ярко проявивших себя. Так она познакомила наших слушателей с автором физического эффекта радиофизиком Г. Гетманцевым, изобретателем машин для работ на Севере профессором А. Ф. Николаевым, группой добытчиков сапропеля, необходимого сельскому хозяйству, пионеров этого дела в нашей области. В конце своей жизни она начала писать роман, большая часть которого уже была написана, но завершить эту работу не успела. А еще она очень любила музыку, всякую, но неизменно хорошую...

Для Людмилы Ненашевой поездки в село, встречи с его жителями были праздником. Она очень любила тружеников села, а они платили ей искренней взаимностью. Ее знали во многих районах нашей области. Но круг ее интересов не ограничивался кругом ее профессиональных интересов. Как-то она пригласила меня к себе домой. «Я хочу вам показать шикарный альбом русской живописи. А заодно и хорошего чайку попьем». Я принял ее приглашение. Альбом был действительно шикарный. Но меня больше удивил не сам альбом, а комментарии к отдельным репродукциям картин, даваемые Людмилой Николаевной. Чувствовалось, что она любит живопись и понимает ее.

А еще она любила песню и любила петь. Когда у нас случались нечастые редакционные вечеринки, то Людмила Николаевна собирала вокруг себя коллег и звучала песня. Задушевная наша русская песня. Да и жизнь ее, трагически оборвавшаяся под самый новый год в служебной командировке, была чистой, ласковой и прекрасной песней...

Горьковское - Нижегородское радио прошло большой путь, замечательный путь. И хочется думать, что его завтрашний день будет счастливым.


НА ГЛАВНУЮ

 

© 2012 Филиал ВГТРК ГТРК «Нижний Новгород».
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным
законодательством об интеллектуальной собственности. При любом использовании текстовых, фото,
аудио и видеоматериалов ссылка на ГТРК «Нижний Новгород» обязательна. При полной или частичной
перепечатке текстовых материалов в сети Интернете гиперссылка на «museumnn.ru» обязательна. Для детей старше 16 лет.
Адрес электронной почты: tvradionn@yandex.ru.


Разработка сайта - ГТРК «Нижний Новгород».

 


Новости О музее Календарь
На главную      Наверх